На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Абсолютный рейтинг

22 502 подписчика

Свежие комментарии

Как американские беспилотники отслеживали "Москву". А после этого был удар

Какая бы причина не была названа в качестве официальной, потопление флагманского крейсера Москва" - это серьезный удар по реноме нашего флота. С этим согласны большинство российских военных экспертов, уже высказавшихся на эту тему. В любом случае получается - или у нас такие корабли устаревшие, а команда  - недисциплинирована, или мы такие уязвимые перед вражеским ударом. Хотя, казалось, что наши корабли в Черном море - хозяева этого самого моря.

А если добавить сюда еще и иронию, с которой западные эксперты воспринимали дымящий на весь океан "Адмирал Кузнецов" - наш единственный авиваносец... По западным характеристкам, кстати, у России вообще нет авианосцев. Также как и вертоленосцев, которые, как мы помним, отказалась передавать нам Франция.

Первые два вертолетоносца с теми же названиями, что и "французские" - "Владивосток" и "Севастополь" появятся у нас лишь в 2026 - 2028 годах, и они будут построены на российских верфях. Это - наш урок №1.

А урок №2, который украинцы накликали сами себе - это то что без Одессы России теперь не жить. Мы точно придем туда. Потому что увидели как могут быть уязвимы наши корабли, если в городе, основанном при Екатерине II, будет стоять вражеское оружие. 

Но что же произошло с "Москвой". Детонация  боекомплета, пожар, а потом потопление во время буксировки - это то что мы слышали официально.

Живучесть кораблей является одним из главных приоритетов для конструкторов и одной из основных задач при подготовке экипажей. Но "Москва" оказалась неживучей. И если экипаж покидает борт, как было это с нашим крейсером, – значит, дело совсем безнадёжно. Дальнейшая борьба за живучесть не имеет смысла, а лишь грозит увеличением потерь.

Хотя во время буксировки появилась какая-то надежда, и во второй половине дня о громком инциденте высказался даже официальный представитель Пентагона Джон Кирби. При этом он отметил, что флагман Черноморского флота возвращается в порт Севастополя своим ходом.

Сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов, в прошлом служивший на погибшем крейсере, сомневается, что корабль мог получить фатальные повреждения по причинам, не связанным с применением против него оружия. Возгорания действительно бывают, но чтобы это переросло в пожар... Нет, такое бывает, считает он, крайне редко.

Украинская сторона утверждает, что смогла поразить "Москву" противокорабельной ракетой "Нептун". При этом эту ракету оснастили системой управления на базе современной военной электроники западного производства. Предположительно, ракета получила возможность принимать целеуказание от самолётов-разведчиков НАТО.

Не исключается версия, что корабль наскочил на морскую мину. Ранее, как известно, украинский флот выставил большое количество мин на подступах к побережью, которые посрывало в результате штормом. Вот по ночам на них и подрываются корабли. Именно ночью - с 13 на 14 апреля на "Москве случился пожар.

Но если допустить, что крейсер все-таки погиб в результате ракетной атаки, то следует признать, что она была детально спланирована. Удар был нанесён в условиях шторма, который осложнил борьбу за живучесть и подачу помощи от других кораблей. В качестве мишени был выбран именно флагман флота, большой, но сильно устаревший корабль, находившийся в эксплуатации с 1982 года.

Следует напомнить, что всего четыре года назад, в 2018-м, крейсер "Москва" пребывал в столь плохом состоянии, что всерьёз обсуждалась возможность его списания. Денег на полноценную модернизацию в ВМФ не нашлось. Однако из-за острой нехватки надводных кораблей было принято половинчатое решение: "Москву" отремонтировали, но менять вооружение на более современное не стали.

Работы проводились на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе с прицелом на то, что в дальнейшем крейсер своим ходом доберётся до Северодвинска, где уже спецы "Звёздочки" вдохнут в него вторую жизнь. Однако постоянные сдвиги сроков сыграли свою, как оказалось, роковую роль: в войну с украинскими ВМС корабль вступил в состоянии "промежуточной готовности".

Сразу после сообщения о поражении крейсера профильные Telegram-каналы обратили внимание на то, что 12 апреля над Чёрным морем крутились британский разведывательный самолёт RC-135 и американский стратегический разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk. 13-го числа оба разведчика отключили транспондеры и пропали из вида гражданских мониторинговых систем.

Удар же оказался нанесён около двух часов ночи. Также, по данным ряда Telegram-каналов, в момент атаки ПВО крейсера было занято уничтожением приближающегося беспилотника "Байрактар".

Если эта информация верна, можно предположить, что американские и британские разведчики произвели наблюдение, уточнили сигнатуры корабля, а ночью, возможно, выдали целеуказание украинской ракете.

Кстати, по мнению Блытова, удар по кораблю мог быть нанесён не украинской, а именно натовской ракетой. Например американским "Гарпуном", который состоит на вооружении множества флотов мира, в том числе и Великобритании.

Теперь, конечно, важно понять как потеря корабля скажется на наших боевых действиях в Черном море.

Во-первых, следует признать, что гибель крупного надводного корабля – это всегда большая потеря. Тем более, если речь идёт о флагмане флота. "Москва" предназначалась для борьбы с надводными силами противника (в том числе для уничтожения авианосцев) и придания боевой устойчивости силам флота в дальней морской и океанской зоне. Основное вооружение корабля было полностью заточено на борьбу с вражескими кораблями.

Нельзя сказать, что крейсер был бесполезен в спецоперации, ведь флота у противоборствующей стороны практически нет. Вот, например,спаренная автоматическая 130-мм пушка АК-130 была тем аргументом, который заставил украинских военных на острове Змеиный сдаться в плен, а 64 ракеты комплекса "Форт" (морской вариант С-300) создавали неплохой зонтик от авиации противника. Однако в общем и целом нынешний конфликт очень далек от той войны, для которой строился крейсер. 

Если уничтожением "Москвы" была сделана заявка на вытеснение русского флота из западной части Чёрного моря, то, скорее всего, это не очень получилось. Ведь основную боевую работу Черноморского флота сейчас выполняют фрегаты и малые ракетные корабли, бьющие "Калибрами" по украинской промышленной и военной инфраструктуре. С учётом того, что дальность этих крылатых ракет по стационарным объектам достигает 2600 км (то есть в разы превосходит дальность противокорабельных комплексов), остановить удары по своим тылам украинские военные всё равно не смогут.

Но в военно-техническом плане гибель крейсера подтверждает мнение, что век оргомных ракетных крейсеров узкой специализации проходит. Будущее – за относительно небольшими, хорошо защищёнными универсальными боевыми единицами.

Но главный наш урок, как уже было сказано выше, это - Одесса. Если она не будет нашей, то со временем всем кораблям Черноморского флота будет создаваться угроза. Ежедневно!

Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.

Бочкарев Александр

Картина дня

наверх