Смешные и не слишком сообразительные - этот образ чукчей из советских анекдотов мало соответсвует тому, что был на самом деле. Это только в любимом советском фильме "Начальник Чукотки" они робкие и безобидные. Российская империя вела с ними, по сути, три войны , и - так и не победила. А российское подданство чукчей можно назвать скорее лишь номинальным.
Войны продолжались полтора столетия - до 1745-го года. Но до 1920-х годов - того самого времени, что показано в фильме "Начальник Чукотки", чукчи управлялись по своим законам, старейшинами родов.
Издать указ, объявлявший о присоединении Чукотки к Российской империи в 1779 году, Екатерине II дало возможность только освобождение чукчей от уплаты ясака сроком на десять лет. Впрочем, и по истечении этого срока взимать ясак с чукчей оказалось невозможно. Это было подтверждено в «Уставе об управлении инородцев» (1822 года), согласно которому чукчи платили ясак добровольно и не могли быть к этому принуждаемы.
Главной причиной этого был боевой дух чукчей, презрение их к смерти и многовековая привычка к войнам. Чукчи считали себя господами среди окрестных народов – эскимосов, юкагиров, коряков. С ними они вели частые войны. Военные столкновения перемежались меновой торговлей, но любой торг, из-за несогласия в цене, из-за чукчей мог превратиться в очередную войну. Чукчи торговали, можно сказать, с копьём в руке.
Любопытно, что они вообще не считали иноплеменников за людей, и лишь русские, благодаря превосходству своего огнестрельного оружия и периодическим победам над чукчами, удостоились со стороны последних признания в «человеческом статусе».
Военное воспитание начиналось у чукчей с раннего детства. А их жесткость и непримиромость можно характериозовать таким вот фактом. Почти ни одни учебные поединки и перестрелки не обходились без убийств или в крайне случае увечий.
До прихода русских чукчи не знали железа, однако быстро оценили преимущества железных ножей и топоров. Научились пользоваться и трофейными ружьями. Вплоть до конца XIX века царское правительство официально запрещало продавать чукчам огнестрельное оружие. В войнах у чукчей участвовали не только все взрослые мужчины, но и значительная часть женщин. При общей численности чукчей обоего пола и всех возрастов около 10 тысяч человек, они выставляли против русских ополчения числом до 3000. И все они предпочитали смерть плену.
Так, когда в 1702 году отряд казаков из Анадырского острога под предводительством Алексея Чудинова разорил 13 юрт и убил при этом 10 мужчин, а женщин и детей взял в плен, то многие пленные матери убили своих детей и себя.
Опять же остаётся загадкой, каким образом этот воинственный и бесстрашный народ, которым ещё сто лет назад русские матери на Камчатке и в Якутии пугалили своих детей, стал в конце ХХ века излюбленным персонажем анекдотов.
Главными поводами для походов против чукчей служили для русских нападения чукчей на юкагиров, коряков, эвенов, принявших российское подданство и плативших ясак. Даже когда, под влиянием побед чукчей, эти народы восставали против русской власти, чукчи не делали никаких попыток привлечь их на свою сторону и объединить усилия в борьбе против русских. Все - из-за презрительного отношения чукчей к другим народам и страх последних перед чукчами. Именно это препятствовало созданию межплеменных союзов против русских. И вели себя чукчи с этими народами по-прежнему жестоко - нападали, уводили оленьи стада, захватывали в рабство женщин и детей.
Но разделение чукчей на несколько независимых кланов не позволяло им эффективно объединять даже свои военные силы. В то же время, такая раздробленность затрудняла и русским покорение Чукотки, так как привести в подданство можно было лишь конкретные роды, но не всех чукчей сразу.
В 1727 году Россия приступила уже к систематическому покорению Чукотки. Несмотря на приказы, предписывавшие щадить туземцев, местные начальники Афанасий Шестаков и Дмитрий Павлуцкий пытались жестокостью сломить волю чукчей к сопротивлению. В 1731 году Павлуцкий совершил один из таких образцовых карательных походов. Не вступая в переговоры, он просто нападал на чукотские поселения, вырезал мужчин и захватывал женщин и детей. В чукотском фольклоре Павлуцкий, прозванный почему-то Якуниным, приобрёл черты мифологического злодея.
Летом 1740 года Сенат издал указ, предписывавший «чюкч самих в конец разорить и в подданство… привесть». Иркутский генерал-губернатор Ланг настаивал на самых крайних мерах. Основываясь на его докладе, Сенат в феврале 1742 года предписал «искоренить вовсе» тех чукчей, которые продолжали сопротивляться русской власти. Тех же, которые согласятся покориться, надлежало депортировать в Якутию – поближе к властям. Во исполнение этого жестокого указа Павлуцкий в 1744-1747 годах совершил ряд карательных экспедиций. Во время последней из них его отряд был окружён превосходящими силами чукчей и сам истреблён. Погиб и Павлуцкий.
Вскоре взгляд петербургского правительства на значение Чукотки изменился. Ресурс в виде «рыбьего зуба» (моржовых клыков) и оленьих шкур, которые, в виде ясака, могли платить чукчи, был ничтожным. Вдобавок в это время открылись возможности для эксплуатации меховых богатств Аляски. Чукчей решили оставить в покое. В 1764 году императрица Екатерина II резюмировала в своём указе, что в чукчах, по причине «зверского их состояния» и крайней отдалённости их области, «никакой России надобности и пользы нет, и в подданство их приводить нужды не было».
Последнее крупное военное столкновение русских с чукчами относится к 1775 году, когда комендант Гижигинской крепости Пересылкин приказал перебить явившихся под ней чукчей. Только уже позже выяснилось, что они пришли, чтобы выразить намерение принять российское подданство.
Зато советская страна, в отличии от Российской империи, уже не забирала, а только создавала на Чукотке. За период СССР к 12 тысячам чукчам приехало более 140 тысяч русских, создавших в регионе энергетику и производственные предприятия. После развала СССР сейчас многого там уже, конечно. нет, как нет и тех 140 тысяч русских, но Чукотка тем не менее поставляет стране до 10% золота всей страны.
А таких воинственных чукчей - ну хотя бы одна рота из этих 12 тысяч - России не помешали бы в военной операции на Украине...
Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.
Свежие комментарии