Поскольку Минобороны, как и в случае с ракетным катером "Ивановец", промолчало по поводу удара по нашему большому десантному кораблю "Цезарь Куников", приходится использовать иные источники. Прежде всего, различные телеграм-каналы, информацию военкоров и мнения военэкспертов.
А из данных, опубликованных врагом и свидетельств местных жителей известно, что атака на "Цезарь Куниквов" была проведена 14 февраля примерно в 06:15 в районе между Ялтой и населённым пунктом Алупка.
Вражеское командование оперативно опубликовало видеозаписи, сделанные камерами БЭКов (безэкипажных катеров). По ним можно весьма точно понять условия, в которых проходила атака, и тактические приёмы, используемые противником - на это обратил внимание известный Telegram-канал "Русский Инженер". Вот его наблюдения:
- – видно, что, в отличие от недавнего сражения большого ракетного катера "Ивановец", который активнейшим образом маневрировал и отстреливался, десантный корабль, скорее всего, не двигался;
- – БДК, судя по видео, находился без движения. Во-вторых, в тепловизоре БЭКа видно спокойно стоящих на мостике и палубе людей, значит, его не видели.
Операторы украинских катеров старались действовать скрытно, поэтому первый из БЭКов подходил к кораблю на небольшой скорости. Ролик, смонтированный из записей нескольких камер позволяет предположить, что, как и в случае с "Ивановцем", операторы вражеских беспилотников старались направить второй дрон в пробоину, сделанную первым удачно попавшим аппаратом. С учётом того, что в качестве боеголовки украинские дроны могут использовать авиационные бомбы вплоть до ФАБ-250, такой приём позволяет наносить кораблю фатальные повреждения.
После нескольких взрывов "Цезарь Куников" лёг на борт и быстро затонул.
Информации о судьбе моряков нет никакой. Кроме военного Telegram-канал "Два майора", который вскоре псоле атаки сообщил, что никто с нашей стороны не погиб. Позже эту информацию повторил и Telegram-канал "Рыбарь".
Это, конечно, очень хорошо, если это так, поскольку из истории военно-морского флота известно, что любое опрокидывание корабля – на борт, корму или нос – самым негативным образом сказывается на судьбе моряков, так как радикальным образом затрудняет покидание внутренних помещений.
После Цусимского сражения технические требования к броненосцам русского флота в обязательном порядке содержали пункт, чтобы поражённый корабль тонул "на ровном киле". Обеспечение устойчивости корабля было и есть одним из главных требований, предъявляемым к кораблям во флотах всего мира.
Украинские же телеграм-каналы пишут в духе, что "все утонули", и это совершенно точно является ложью. Хотя бы потому, что даже в момент атаки первого БЭКа на мостике и палубе были видны фигуры людей, а корабль далеко не сразу получил фатальные повреждения. На съёмке видно, что один из дронов уклоняется от пулемётных очередей.
Надо понимать, что запись смонтирована так, чтобы производить максимальный эмоциональный эффект, и по этим кадрам невозможно сказать, как долго длился бой и сколько заходов сделали вражеские беспилотники. Иными словами, в данный момент мы не знаем, сколько времени было у экипажа, чтобы покинуть корабль.
Поскольку в Вооружённых силах реализован принцип единоначалия, то все вопросы, которые могут быть заданы, должны быть заданы командующему Черноморским флотом адмиралу Виктору Соколову. Именно он 14 августа 2022 сменил предыдущего командующего.
Вот он, слева, пока еще с удостоворением:
"Лично у меня возникает всё больше и больше вопросов к руководству ЧФ. Не слишком ли много глупых потерь?" – написал известный военный блогер Юрий Подоляка.
В свою очередь, другой известный военный канал "Рыбарь" также возлагает ответственность за гибель корабля и людей на руководство флота:
"Не хотелось бы лить воду на мельницу противника, но раз за разом Черноморский флот оказывается некомпетентен и не в состоянии отражать нападения со стороны украинских формирований. Прошло два года с момента начала военной операции. Про командование ЧФ среди подчинённых военнослужащих ходят не самые лучшие отзывы: и это ещё можно было бы списать на обычное брюзжание, если бы не факт систематического огневого поражения объектов Черноморского флота со стороны ВСУ и коллективного Запада. На этом моменте так и хочется сказать: "Пора бы поменять подходы". Вот только толку?"
Здесь хотелось бы сделать важное уточнение. Недавно в комментариях видел, как люди сокрушались, что это уже пятая потеря нашего Черноморского флота. Если бы!..
Вот что после "Ивановца" писал политолог и медиа-консультант Александр Зимовский
Телеграм-канал "Военный осведомитель":
"Можно констатировать, что текущее командование Черноморского флота полностью соответствует по профпригодности своим не менее славным предшественникам из 2022 года. Корабли флота, до сих пор не обладающие никакими адекватными угрозе средствами противодействия, расстреливают как куропаток".
Владислав Шурыгин, военный аналитик:
"Назвать произошедшее иначе, чем грубейшей халатностью, повлёкшей гибель боевого корабля, язык не поворачивается. Командование Черноморского флота не просто не учло предыдущий урок, оно его повторило, только в несоизмеримо больших масштабах. БДК в российском флоте можно теперь на пальцах двух рук смело посчитать. При этом "Куников" – второй потерянный БДК за два месяца. 29 декабря в порту Феодосии был поражен крылатой ракетой и взорвался БДК "Новочеркасск".
Есть экспертное мнение.
Ситуацию можно было бы поправить, переведя на командные должности Черноморского флота офицеров Северного и Тихоокеанского флотов. Понятное дело, что у каждого флота есть своя специфика, и "варяги" с Крайнего Севера и Дальнего Востока будут не в своей тарелке, но факты – упрямая вещь, а они говорят, что понимание специфики региона никак не помогает действующему руководству Черноморского флота отражать удары врага. Кроме того, среди командированных офицеров не будет бывших граждан Украины, и это уже снимает ряд вопросов.
Что же касается непосредственно технических и тактических решений, то все они давно известны, тысячу раз озвучены и повторяются после каждого инцидента, связанного с гибелью или повреждением наших кораблей:
- необходимо организовать эффективное круглосуточное патрулирование прибрежных вод с помощью авиации: единичные дневные облёты вертолётами задачи не решают, авианаблюдатели должны находиться в воздухе круглосуточно.
- давным-давно необходимо развернуть систему гидроакустического предупреждения и постоянно "слушать" приближение вражеских БЭКов.
- Хорошо известно, что стаи украинских дронов наводят на цель западные самолёты и беспилотники. Соответственно, за два года можно было бы решить вопрос радиоэлектронного противодействия самолётам и набраться смелости для уничтожения БПЛА. Тем более что такой опыт уже есть, ничего страшного после ликвидации американского дрона не случилось.
- Давно следовало довооружить корабли большим количеством крупнокалиберных пулемётов, прожекторов, закупить и выдать дежурным хорошие тепловизоры и приборы ночного видения.
Ну, и самое главное, на мой взгляд, флотские давно могли бы попросить помощи у армии: современные беспилотники позволяют организовать ордер воздушного прикрытия вокруг каждого отдельного корабля.
Да, господа адмиралы, представляете: прогресс дошёл до того, что вокруг корабля круглосуточно могут летать несколько гражданских "Мавиков" с тепловизорами, операторы которых заранее сообщат вам о приближении стаи вражеских БЭКов. Помешать такому патрулированию может только плохая погода, но она же будет мешать и вражеским БЭКам.
P.S.: Пошли новости, что адмирал Соколов снят с поста командующего Черноморским флотом...
Свежие комментарии