На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Абсолютный рейтинг

22 477 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Лагуткин
    Какая там совесть!? И честь осталась только у настоящих офицеров. Так барыги их разогнали, чтобы не мешали.  Кто прав...И это наш генерал...
  • yumashev
    Нет идеологии - нет во власти Цюруп.За взятку арестов...
  • Сергей Бунцов
    Такие деятели поучают народ усердно и честно работать и скромно жить.И это наш генерал...

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Каспийское море дамбой

Обмелевший Каспий

Для начала отметим, что проект такой дамбы – не пустая фантазия.

Подобные идеи выдвигались еще советскими инженерами, начиная с 40-х годов прошлого века, а в 1980-м году первую "пробную" дамбу в Каспийском море даже построили. Впрочем, обо всем по порядку.

Главная проблема Каспийского моря заключается в том, что оно стремительно мелеет. При этом, его северная (российская) часть имеет настолько пологие берега, что обмеление Каспия всего на 1 миллиметр приводит к отходу воды от берегов на 10 метров!

Это значит, что падение уровня Каспия хотя бы на 1 метр буквально "опустошит" тысячи квадратных километров территории, прилегающей к морю.

Сами можете представить, какими проблемами это грозит:

– Прибрежные порты окажутся далеко от моря. Это ударит по навигации и доставке грузов. Например, город Атырау, который когда-то строили как порт, уже сейчас располагается почти в 20 километрах от берега!

– Сократится популяция промысловых и краснокнижных рыб

– Оголившееся дно усилит опустынивание, поскольку песок и соль со дна будут активнее разноситься ветром

– Более мелкое море сильнее промерзает, а это вредит навигации, плюс большое количество льдов вредит морским нефтяным вышкам по время ледохода.

Естественно, сооружение дамбы позволило бы зарегулировать российскую часть Каспия и сделать ее, фактически, водохранилищем с управляемым уровнем. Это решило бы большинство указанных проблем.

В советские времена предлагалось несколько маршрутов дамбы. Вот такие:

Водохранилище, созданное дамбой, со временем стало бы практически пресным, т.к. основные питающие Каспий реки расположены как раз на севере. Это Волга, Урал, Терек, Эмба, Сулак и Самур.

Соответственно, если отделить северную (мелкую) часть от гораздо более глубокой южной, то речной сток опреснил бы Северный Каспий естественным образом.

Итак, мы видим уже два плюса от сооружения дамбы:

1. Борьба с падением уровня Каспия (со всеми вытекающими плюсами)

2. Получение огромного водохранилища с тысячами кубическим километров пресной воды.

Но есть и другие плюсы. Например:

3. По дамбе можно организовать дорогу, что значительно упростит доставку грузов и пассажиров с одного берега на другой. Особенно в этом может быть заинтересован Китай, выстраивающий свои маршруты в Европу.

4. Так как между Северной и Южной частью Каспия возникнет перепад уровней, то в теле дамбы можно организовать мощнейшую ГЭС, которая даст миллиарды киловатт электроэнергии.

5. Новые перспективы открываются в рыбном хозяйстве, а также в спасении редких видов животных.

Вместе с тем, есть у дамбы и серьезные минусы

1. Это безумно дорого.Собственно, именно по этой причине дамба еще не построена. Просто представьте, нужно создать насыпь в несколько сотен километров длиной и местами до сотни метров в высоту.

Как подсчитали еще в советское время, дешевле будет перебросить воду Иртыша в Каспий (по каналу), чем построить подобную дамбу.

2. Навигация судов,с одной стороны, улучшается (из-за подъема вод), а с другой стороны – ухудшается, т.к. дамба мешает судоходству.

3. Море имеет международное значениеи, например, Азербайджану, Ирану и Туркмении не очень понравится, что южная часть Каспия начнет засаливаться и падать еще большими темпами, поскольку мы отрежем их от наших рек.

4. Экология.Так же, как и судоходство – на севере рыбе станет лучше, а на юге – хуже. К тому же, миграция рыб и прочих животных будет затруднена.

5. Рано или поздно уровень воды в Каспии может снова начать подниматься(есть теория, что его обмеление/наполнение – это циклический процесс), так что в будущем дамба может только мешать, особенно – если она окажется под водой.

Вот по совокупности всех этих плюсов и минусов и было решено дамбу пока не строить. Хотя проекты моста или тоннеля обсуждаются до сих пор.

Одна дамба все же была построена

В начале статьи я упомянул, что одна дамба на Каспии все-таки была. Речь идет о возведенной в 80-х годах дамбе, отделившей залив Кара-Богаз-Гол от основного "тела" Каспийского моря.

Этот залив имеет довольно приличные размеры, сравнимые с площадью Крыма. При этом - он очень мелкий, то есть сильно прогревается.

Таким образом, залив Кара-Богаз-Гол по своей функции чем-то похож на испаритель, радиатор – через него Каспий теряет очень много воды за счет испарения.

Перегородив пролив дамбой, эту проблему удалось решить, однако потом уровень воды в море начал так сильно подниматься, что дамбу сломали и сейчас в ней имеется узкий шлюз.

А вы как думаете – как лучше спасать Каспий?

Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен и обещаю, что скучно не будет!

Картина дня

наверх