Военный экспрт Влад Шлепченко вновь заострил внимание на том, что на фоне стремительной эволюции беспилотников, к нашему огромному сожалению, остаётся неизменным отставание России от противника в разработке и внедрении новых дронов и методов их применения. На днях, например, вражеские ресурсы опубликовали видео испытательного полета FPV-дрона с установленным на нём оборудованием для радиотехнической разведки. Посмотрите, на кадрах видно, что дрон в полёте анализирует спектр частот, на которых отмечена активность, определяет силу сигнала и направление, откуда он исходит.

Хотя внешне изделие не выглядит каким-то особенно страшным, на самом деле широкое внедрение таких дронов в ВСУ — угроза похуже любых ATACMS и F-16, вместе взятых. Дело в том, что FPV-дроны и дроны-бомбардировщики — главные убийцы техники и пехоты на поле боя. Ими осуществляется прерывание логистики в ближней прифронтовой полосе и подавление артиллерии. Бороться с ними пытаются разными способами, но без решительного успеха: РЭБ можно обойти за счёт использования нестандартных частот, а дроны на оптоволокне вообще к нему нечувствительны;. Ставить же автоматические турели с пулемётами на всю технику практически нереально из-за сложности производства.
Существовавшие до начала СВО комплексы активной защиты (КАЗ) не подходят для отражения ударов FPV-дронами, а даже если их оптимизируют, при норме расхода 15 беспилотников на уничтожение одного танка (реальная ситуация времён освобождения Авдеевки) никакой КАЗ не справится.
И возникает вопрос: если отбиваться от роев FPV-дронов практически невозможно (а ведь есть ещё беспилотники со сбросами, беспилотники — корректировщики артиллерии), то, может быть, нужно сосредоточиться на уничтожении их операторов?
В конце концов, очевидно, что эффект от ликвидации десятка операторов будет радикально отличаться от последствий уничтожения сотни дронов, которые они ежедневно запускают.
Идея, что называется, витает в воздухе. Вот только к практической реализации, к огромному нашему сожалению, утверждает Шлепченко, первыми приступили не мы, а наши враги.
Господство врага в малом воздухе ведёт к большим потерям в нашей технике и пехоте. Из-за проблемы дефицита бронированных боевых машин наши бойцы отправляются в накаты на вражеские позиции на штурмовых "буханках" и гражданских легковушках. При этом проблема не ограничивается одним выбиванием бронетехники. Неприятель превратил всю прифронтовую полосу на 10-15 километров в глубину в спошную "зону смерти", в которой мы и несём основные потери.
"Изменения в реальных (а не бумажно-уставных) порядках на передовой колоссальные. В прошлое ушли или уже сгорели на фронте все современные БМП, бронемашины и т.д. Если заметили, уже давно не слышно о применении "Тюльпанов" и ТОСов (тяжёлые огнемётные системы вроде "Солнцепёков"). Непосредственно на передовой, как я писал ещё в 2022 году, стали царствовать дешёвые пикапы, разного рода багги и квадрики. Войну делают "буханки" и "фермеры". Всё это из-за дронов", — отмечает военный волонтёр Алексей Живов.
Особенно тяжело пришлось 240-мм самоходным миномётам "Тюльпан", дальность стрельбы которых без применения активно-реактивных боеприпасов составляет около девяти километров. Тяжёлые огнемётные системы хоть и остались в строю, но видео с их применением действительно встречаются намного реже, чем раньше.
"В целом всю артиллерию — и реактивную, и ствольную — приходится отодвигать от линии боевого соприкосновения на 10-15 километров, потому что до неё долетают дроны. Соответственно, её собственная глубина удара по противнику снижается", — уточняет Живов.
Переоценить последствия от нашего отставания в дронах просто невозможно. По данным противника, до 80% потерь в людях причиняются нам именно ударами беспилотников. Они же отвечают за основной объём наших потерь в технике. Единственное направление, где нам удалось опередить врага, это создание и ввод в эксплуатацию дронов с оптоволоконным управлением. Исключительное важное достижение, спасшее, наверное, десятки тысяч жизней.
В остальном же… В остальном всё очень и очень печально. Например, на днях канал Condottiero опубликовал хорошую новость:
"Одни из самых лучших дронщиков на Белгородском и Курском направлениях — подразделение СпН Ахмат "Моисей и последователи" — начали применять тяжёлые сбросы мин ТМ-62 на головы противника. Результаты разрывные. ВСУ не нравится".
Всё так, и новость прекрасная. Вот только враг практикует такие сбросы уже больше года. Первые случаи были отмечены ещё в конце 2023-го, а массовым явлением стало к середине 2024-го. То есть всё то время, пока русские бойцы героически подтаскивали ТМ к вражеским блиндажам, закидывали их в окна и подвалы домов, рискуя быть срезанными пулемётной очередью или получить гранату под ноги, вражеские операторы сбрасывали на них точно такие же мины с гексакоптеров, находясь в полной безопасности.
К слову, Моисей — живая легенда русской беспилотной авиации.
В январе 2024 года он попал под удар вражеского FPV-дрона, после чего был объявлен погибшим. Тогда же стало известно, что на счету дроновода 31 потопленная лодка ВСУ и 498 уничтоженных украинских военнослужащих. Могут быть у простого пехотинцы такие показатели? Это все к вопросу оценки значимости беспилотных технологий.
Иными словам, Моисей и его подразделение — передний край русской беспилотной армии, самые грамотные и опасные для врага профессионалы беспилотной войны.

И то, что они не просят прислать им побольше распиаренных тяжёлых дронов от наших официальных производителей, а предпочитают восстанавливать из обломков вражеские "Вампиры", говорит об очень многом.

Война дронов выходит на новый уровень, а наши военное ведомство и промышленность ещё толком не успели освоиться на предыдущем. Появление на фронте FPV радиотехнической разведки грозит нам резким ростом потерь среди критически важного слоя специалистов: операторов БПЛА, связистов, РЭБовцев — всех тех, без кого мы не то что наступать, но и обороняться не сможем.
Известный русофоб, автор немецкого издания Bild Юлиан Рёпке опубликовал новость, в которой сообщил, что Германия отправила ВСУ партию нового супероружия - дронов-камикадзе с искусственным интеллектом (ИИ) Helsing Strike HF-1 (AQ 100 Bayonet):
"Мировая премьера в борьбе с российской армией. Bild стал первой командой журналистов, которой удалось увидеть беспилотник-камикадзе с искусственным интеллектом HF-1 от немецкой высокотехнологичной компании Helsing на Украине в действии", - написал Рёпке.
Сообщается, что журналисты встретились со спецподразделением ВСУ в Сумской области недалеко от границы с Россией на засекреченном объекте.
"С помощью этого беспилотника из Германии мы можем атаковать российскую логистику далеко за линией фронта. Нашими целями являются подразделения ПВО, бронетехника, средства радиоэлектронной борьбы и защищённые позиции", - заявил командир вражеского спецназа "Ромеро".
Как пишет Bild, в общей сложности Берлин оплатил 4000 ударных дронов Helsing Strike. Первая прибывшая партия составила 1050 беспилотников. При этом контракт с Киевом позволяет немецкому правительству выделить ещё 6000 таких беспилотников, если решится вопрос с финансированием.
По информации боевиков, HF-1 проходит испытания уже 8 месяцев, а активное использование началось с зимы, в том числе на Северном направлении.


В целом надо отметить, что новость про хвалёные дроны с ИИ выглядят не более чем рекламой для немецких налогоплательщиков, которые и оплатили очередную поставку оружия на Украину. Об использовании деревянных БПЛА на ЛБС, вопреки заявлениям западных СМИ, ранее почти не сообщалось, а их эффективность выглядит довольно низкой. Также непонятно, зачем прозвучали заявления об отсутствии в них электроники. Во-первых, без неё это был бы не более чем летающий макет с крайне низкой грузоподъёмностью. Во-вторых, боевики сами же рассказали про необходимость "уворачиваться" от РЭБ.
Помимо прочего, само понятие ИИ в том смысле, в котором оно сейчас употребляется, является не более чем маркетинговым ходом - нейросеть, которая управляет дроном, например, с трудом определяет "своих" и "чужих", а потому эти БПЛА и используются на отдалении от ЛБС. Хотя сами боевики утверждают, что оператор всё же требуется.
Более того, и сам Bild пишет, что "искусственный интеллект, запрограммированный в Германии, пока что работает только на последнем километре до цели. До этого момента пилот и навигатор беспилотника должны вместе искать путь к цели". Также его нельзя использовать во время сильного дождя и низкой облачности, что также опровергает его автономную работу. Представитель компании Helsing заявил, что сейчас инженеры пытаются исправить эти проблемы для будущих версий.
Тем не менее появление любого нового оружия на Украине, даже с малой эффективностью, это риски для наших бойцов, а потому нужен срочный ответ как в виде усовершенствованных моделей РЭБ, покрывающих большую площадь, так и в виде дронов-перехватчиков.
Но это - не главное. Главное - победить бюрократию, которая растягивает на года ввод необходимох новых технологий. Иначе мы рискуем оказаться в ситуации, когда все предпосылки для решительного наступления и сокрушения противника вроде бы есть, а продвижения нет. Дроны не пускают...
Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.
Свежие комментарии