На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Абсолютный рейтинг

21 970 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эльвира
    Только анализ ДНК может показать, кем является жена Макрона. Все вышеприведенное в качестве доказательства, может док...Такер Карлсон ано...
  • Ермолин Юрий
    Смерть хохлам!Кто нами правил д...
  • Nina Данилова
    Яна ты просто супер, мы с тобой хоть в огонь и в водуЧиновники просят ...

Кинопремьера "Офицеров" была провалена. Как возродили великий фильм?

Так кем же были реальные Ивана Вараввы, Алексей Трофимов и его жена Любы из любимого всеми советского фильма «Офицеры»? Как сложилась судьба этих людей?

Вообще инициатором создания фильма был тогдашний министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко. И заказанный военными фильм должен был повествовать о нелегкой судьбе офицерских жен.

Сценарист Кирилл Раппопорт предложил писателю Борису Васильеву написать киносценарий по его пьесе «Танкисты» (в театре она шла под названием «Офицеры»). Сценарий хоть и отходил от канвы офицерских жен, а повествовал о семье офицера, очень понравился Гречко. Просить грозный маршал не умел, поэтому сказал: «Полный вперед, но лишь одно пожелание. Воспринимайте его как приказ. В фильме должна быть фраза: «Есть такая профессия - Родину защищать!».

Хотя Гречко не отличался красноречием, фраза стала знаковым афоризмом – своего рода девизом советских, а затем и российских офицеров.

Первоначально сценарий предусматривал две серии. Первая должна была заканчиваться арестом главных героев во время «сталинской чистки». Во второй, их с началом войны выпускают и отправляют на фронт.

Но надо открыть страшную тайну - главный враг советских режиссеров и сценаристов была не цензура и партийный контроль, а обычная бухгалтерия. За отсутствием фондов киностудия ни в какую не хотела выпускать двухсерийный вариант. Васильев не соглашавшийся резать свой сценарий предложил переделать его Раппопорту.

Правдивости фильма добавил тот факт, что почти все его создатели и актеры были участниками Великой Отечественной войны или хотя бы ее свидетелями. А сам Борис Васильев ушел на фронт 17-летним мальчишкой-добровольцем, защищал родной Смоленск, в 1943 подорвался на мине и был комиссован.

По сути, только одному из героев Борис Васильев дал имя реально существующего человека – Ивану Варавве. Так звали его товарища поэта. Лихой лейтенант из кубанских казаков он прошел всю войну, был ранен и контужен, дошел до Варшавы и Берлина и даже оставил стихотворный автограф на стене рейхстага. Вернувшись с десятком орденов и медалей на груди он поступил в Литературный институт, работал в журналах, писал стихи и как его герой дарил женщинам цветы, сорванные с клумб. Один из инициаторов возрождения Кубанского казачьего хора. Умер Иван Федорович Варавва сравнительно недавно – в 2005 году.

Хотя образ киношного Вараввы собирательный – им был сам поэт, а также его дед Тихон Варавва - кубанский казак, участник Первой мировой и Гражданской войны, служил в Первой Конной Армии, воевал с махновцами и басмачами. Поэт частенько рассказывал Борису Васильеву про него, в том числе и забавную историю, как в горячке конной рубки у деда порвались по шву его галифе и комиссар наградил его «красными революционными шароварами». Так что красные шаровары в реальности принадлежали не Алексею Трофимову, а Варавве.

А вот образ Алексея Трофимова и командира эскадрона Георгия Петровича, Васильев полностью срисовал со своего отца – Льва Александровича, кадрового офицера царской армии. Тот закончил юнкерское училище, в Первую мировую войну дослужился до чина поручика.

Однажды солдаты, рискуя собой, спасли молодого офицера, и с тех пор он относился к нижним чинам с уважением и заботой. И когда после революции солдаты его роты приняли решение перейти на сторону красных, он как командир посчитал своим долгом быть с солдатами.

И хотя был дворянином, всю жизнь верно служил той власти, которую выбрал его народ. «Чудом пережил три армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...». Умер в звании полковника в 1968 году.

Борис Васильев познакомил Георгия Юматова, сыгравшего в фильме Алексея Трофимова, со своим отцом, и актер попав под обаяние этого неординарного человека, полностью перенял его интонации, мимику, походку.

А где настоящий офицер, там рядом с ним и его верная офицерская жена. Прототипом Любы Трофимовой была мать Бориса Васильева – Елена Николаевна, в девичестве Алексеева, происходившая из древнего дворянского рода связанного родственными узами с Пушкиными и Толстыми.

Писатель Борис Васильев

С жизнью офицерской жены она была знакома с детства – в ее роду все мужчины были потомственными военными. И кстати те первые кадры знакомства красного курсанта Алексея с дворянкой Любой, позаимствованы из рассказа о знакомстве родителей Васильева. Та же голодная и промерзшая Москва, тот же театр, где ценой билета были дрова. Только вместо пролетария-курсанта был молодой красный командир эскадрона Лев Васильев, бывший поручик и дворянин.

Актриса Алина Покровская, играющая в театре Советской Армии, тоже была знакома с тяжелой жизнью офицерских жен. Поэтому и сыграла так убедительно. До нее режиссер Владимир Роговой снимал в роли Любы известную тогда актрису Елену Добронравову. Но та не поняла замысла сценаристов и режиссера – играла женщину, тайно влюбленную в Варавву, но по долгу живущую с Алексеем Трофимовым. Уже после первых дублей ее заменили на Покровскую, и та стала символом верной спутницы офицера.

Первоначально не понимал своей роли и Василий Лановой. Как это - красивый, молодой, волевой мужчина не может отбить женщину, пусть даже у своего товарища?! Раппорт и Роговой долго с ним беседовали и наконец, определили ему романтическую канву. Он не просто офицер, в душе он романтик, безнадежно влюбленный в жену друга и не может переступить через святое для него чувство дружбы. «Но в нем нет уныния от безнадежности любви. Он все равно любит, он счастлив, что наделен этим высоким чувством, что оно снизошло к нему, как дар, как награда, и он радуется этому: «Как все же замечательно, что мне дано любить ее!» - так определил актер свою роль.

Снимали фильм по всему Союзу – в жаркой Туркмении, холодной Москве, благодатном Севастополе. Всякое было по ходу съемок. И кони под актерами понеслись, и второй режиссер Владимир Златоустовский упав со скалы, сломал ногу, но с фильма не ушел и даже вместо Ланового спел песню «О героях былых времен». И Георгий Юматов случалось уходил в запой. И игравшие в массовке студенты-китайцы несколько раз переходили холодную Москву-реку. И чтобы не массово заболели, им помимо заработка выдали ящик водки.

В первоначальном сценарии внук Алексея и Любы Иван Трофимов должен был как отец и дед стать танкистом. Но вмешался сам «десантный батя» генерал Василий Маргелов. В неформальной обстановке, за бутылочкой коньяка, он уговорил создателей фильма сделать Ивана Трофимова десантником. И даже организовал поездку съемочной группы на боевые учения ВДВ.

Премьера фильма «Офицеры» состоялась в неудачное время – 26 июля 1971 года. Все в отпусках – зал кинотеатра был практически пуст. Но зато на премьере была жена маршала Гречко. Ее настолько тронула эта житейская картина, что она в конце даже заплакала.

Вернувшись домой, посоветовала мужу обязательно посмотреть фильм – «Это про нас с тобой! Это почти наша жизнь!». Гречко затребовав копию картины, поехал с ней к другу Брежневу на дачу. Обоим фронтовикам фильм очень понравился, и Брежнев приказал провести повторную премьеру осенью, когда все отдыхающие вернутся в столицу. И при повторной премьере фильм получил триумф.

Вот так - благодаря счастливому случаю и жене Гречко – «Офицеры» стал нашим культовым фильмом.

Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен и обещаю, что скучно не будет!

Картина дня

наверх