На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Абсолютный рейтинг

22 396 подписчиков

Свежие комментарии

  • Иван Иванов
    Философия т.н."украинства" состоит из , 1) хамство+2) предательство.Какую песню Украи...
  • Ирина
    Все правильно написано,автор. Так и нужно поступить. Забрать все свое у казахов,пусть пиндосы их снабжают,продажных.Россия решилась н...
  • Юрий Белов
    Для обвинений в плагиате нужны серьёзные основания. Космическую ракету изобрел Циолковский. Можно ли было воплотить е...Берия - о США. Он...

Почему у нас нет бетонных дорог. Хотя в США их - 65%, в Китае – 63%.

Нет, я вовсе не призываю прекратить класть асфальт и начинать строить исключительно бетонные дороги. Хотя бетонки, конечно, более долговечные, что крайне важно для России. Да и в Правительстве уже всерьез обсуждают этот вопрос.

Давайте просто разберемся - почему их не строят.

Вот США, например, - лидер по количеству бетонных дорог, их там 65,3% от общего количества. На втором месте идет Китай - 63%. В Германии примерно половина автобанов страны построена из бетона. У нас же по разным оценкам этот показатель - от 1 до 2,6%.

В основном это взлетно-посадочные полосы и экспериментальные участки на трассах Подмосковья, Сибири и Дальнего Востока - они построены ещё во времена СССР.

Первые бетонные дороги стали появляться в мире ещё в конце позапрошлого века. Разумеется, в США. Впервые такую дорогу положили в 1893 году. В 30-е годы бетонки начали появляться в Европе. В частности, в Германии, когда Гитлер (да и не только он) начал активно строить автобаны по все стране. В Германии до сих пор эксплуатируется бетонка, которую построили в 1936 году. Уже 85 лет! Это ещё довоенная дорога.

Даже при изначально большей стоимости строительства бетонных дорог (хотя это не всегда так, ведь битум в сезон дорожает примерно в два раза, а цементом можно запастись впрок), они очень быстро окупаются. Во-первых, можно сэкономить на обслуживании. Для примера: обслуживание асфальто-бетонной дороги федерального значения (наша привычная асфальтовая дорога) первой категории обходится государству примерно в 4 млн. рублей. Обращаю ваше внимание, что это только содержание, без ремонтов. На бетонку было бы достаточно и половины этой суммы.

Во-вторых, бетонки служат в 2-3 раза дольше асфальтовых дорог. Для асфальтовой дороги срок безремонтной эксплуатации в лучших случаях - 12 лет. Но это в теории, за этот показатель борются, и он достигается далеко не всегда. Чаще это - 8 лет. Для бетонок срок службы - 25 лет. Но как показывает практика других стран (пример с Германией я уже приводил), если дорога сделана качественно с соблюдением всех технологий, она спокойно служит и 30, и 50 лет.

Но в этом и есть главный секрет! Именно из-за этой строгости технологий у нас и не кладут такие дороги. Вы же понимаете, как в России все делается. Сами видите. И если с недостатком финансирования при укладке асфальтовых дорог подрядчики уже научились справляться, то с бетонками такой фокус не пройдет.

Во-первых, для укладки нужен цемент определенной марки. Сейчас его у нас в стране практически не производят. Оно и понятно, кому он нужен, если бетонные дороги не строят? Но это самая решаемая из всех проблема. Другой вопрос, что качество производимого цемента должно быть высоким и строго контролироваться.

Во-вторых, нужна техника. Никто не будет покупать специальную технику, которая будет простаивать. У некоторых подрядчиков такая техника, разумеется, есть, так как взлетно-посадочные полосы - это как раз бетонные дороги. Но это техника в большинстве случаев ещё советских времен.

Взлетно-посадочные полосы - это бетонки. В Ульяновске есть рулёжная дорожка, по которой перегоняют самолеты с завода в аэропорт, но по ней можно ездить машинам. И эта дорога уже много лет без ремонта и особого обслуживания, хотя ей уже почти 40 лет.

В общем, пока не будет четкого плана и больших заказов на строительство бетонок, подрядчики не будут брать кредиты и вкладываться в покупку новой техники. Получается замкнутый круг. Тут нужна исключительно воля правительства, четкий план и большие заказы.

В-третьих, как я уже сказал, бетонные дороги - это строгое соблюдение технологий и огромная ответственность. Объясню подробнее. Если нарушить технологию укладки асфальта, дорогу поведет, появится колейность, она просядет, начнет рассыпаться и так далее. Но это произойдет не сразу, скорее всего, тогда, когда гарантийный срок уже закончится (хотя сейчас подрядчик и отвечает за дорогу весь срок службы - лазеек выкрутиться у него много). К тому же ремонтировать асфальтовую дорогу удобнее. Можно сделать кусочный ямочный ремонт - обычно достаточно снять слой асфальта и уложить новый.

С бетоном все по-другому. Например, если неправильно замешана смесь, бетон расслоиться. Крупные частички опустятся вниз, а сверху бетон начнет разрушаться. И происходит это быстро, в течение первых лет эксплуатации. Бывали случаи, когда бетонка разрушалась за зиму буквально на глазах.

Если неправильно армировать швы, будут скапливаться лужи, которые в отличие от асфальтовых дорог, не уходят в основание. Снова явный косяк. Это большая ответственность и риск для подрядчика, который с одной стороны должен выиграть тендер, предложив низкую цену, а с другой - работать в условиях недостаточного финансирования.

Более того, отремонтировать бетонную дорогу не так-то просто. На бетонке нельзя сделать ямочный ремонт, надо убирать весь бетон на большом участке и укладывать его заново. Цена ошибки огромна. Захотели бы вы этим заниматься и брать на себя такие риски?

Если вы когда-нибудь скалывали бетон, то должны понимать, как он разрушается. Ямочным ремонтом не обойтись, он все равно будет разрушаться.

Именно этот факт - невозможность ямочного ремонта - и оставляет асфальтовые дороги в городах и населенных пунктах. Иначе работы с подземными коммуникациями обходились бы муниципалитетам и жителям слишком дорого. К тому же по асфальтовой дороге можно ехать уже через 8 часов после асфальтоукладочного катка, а по бетонке не раньше чем через 2-3 дня, в которые он высыхает и набирает прочность.

Есть ещё проблемы и неопределенности в зимний период. Для бетонок нужны специальные реагенты, которые стоят в 8 раз дороже тех, что используются сейчас. Впрочем, это не такая уж и проблема, учитывая, что на обслуживание дороги уходит в 2 раза меньше денег и реагенты необходимо применять далеко не везде.

Своего рода неопределенность - шипованные шины. В России их использование очень распространено, а влияние шипов на бетонные дороги не изучено, нет статистики, потому что в Европе, США и Китае такие шины распространены в гораздо меньшей степени.

И все же у бетонок гораздо больше плюсов, чем минусов. Например, коэффициент сцепления покрытия с колесами у бетонок выше, чем у асфальта. Проблема с шумностью бетонок тоже уже давно ушла. Существуют специальные покрытия, которые позволяют сделать бетонную дорогу даже менее шумной, чем асфальтовую, если это так уж сильно важно.

Летом в жару на бетоне не остается продавленной колеи от большегрузов, когда битум начинает плавиться.

В СССР не строили бетонки, потому что бетонная промышленность была в упадке, к тому же тогда шло активное строительства жилья, и бетон нужен был не для дорог, а для зданий. Плюс ко всему у России и СССР всегда было нефти, хоть залейся, а битум - это продукт нефтепереработки и грех было этим не пользоваться.

К тому же никто ни тогда, ни сейчас не думает об экологии. Битум – это, по сути, нефть. Испарениями мы дышим в городах, на прогулках. То есть, для экологии - ничего хорошего. Бетон - это цемент, который делают из известняка и глины. Он не испаряется - это раз. Он твердый, не плавится на жаре и не растрескивается на морозе, как битум - это два. В бетоне нет нефтепродуктов и он годится для полной переработки и вторичного использования.

Но аргументов, названных выше, против бетонки – конечно же, больше, и я, похоже, вас в этом убедил.

Хотя главная причина отсутствия в России бетонных дорог – это, конечно, высокая ответственность за соблюдение технологии, и с этим, как вы знаете, у нас явные проблемы. Это вам не контракты на поставки нефти или газа в теплых офисах за чашечкой кофе заключать…

Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен и обещаю, что скучно не будет!

Картина дня

наверх