На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Абсолютный рейтинг

22 393 подписчика

Свежие комментарии

  • дима дубровин
    а вообще то их надо гнать поганой метлой из России"2 млн или я тебя...
  • АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВ
    Если, это не правда, Америку ждет коллапс, я думаю там есть трезво мыслящие люди, которые это понимают, в отлчии от б...Кедми сообщил, чт...
  • дима дубровин
    после такого таджикам придётся прятаться как кроты в своих норках или им в России хана будет."2 млн или я тебя...

Реально ли, что Эрдоган пророет "второй Босфор"? И почему турки - против

Вот смотрите. Есть в мире такой знаменитый (а теперь еще и скандальный) канал – Суэцкий. Он сокращает путь из Европы в Азию и потому через него ежегодно проходят тысячи судов.

Если быть точным, то годовой трафик Суэцкого канала чуть-чуть не дотягивает до 20 000 судов (чуть менее 50 кораблей в сутки).

И вот как вы думаете - на фоне этих цифр, сколько кораблей проходит через пролив Босфор в Турции?

Напомню, что Босфор – это один из проливов, фактически соединяющих Черное море с Мировым океаном.

Ну, так вот. Трафик из Черного моря через Босфор и обратно составляет аж 50 000 кораблей в год!

Таким образом, Босфорский пролив – это в 2,5 раза более "напряженный" (с точки зрения судоходства) участок, чем Суэцкий канал.

Однако, есть одна тонкость. Египет берет в среднем 250 000 долларов за проход одного корабля по Суэцкому каналу (зависит от тоннажа, а некоторые суда платят и по миллиону долларов).

А вот Турция за проход по Босфору не получает НИЧЕГО!

Да, этот пролив создала природа, а не человек. И потому он обладает совершенно иным статусом, определенным конвенцией Монтрё.

Согласно этому документу, проход по проливу Босфор – свободный, то есть бесплатный. Турция не имеет права брать деньги за проход кораблей через пролив, который достался ей от природы.

Вы представляете, какие деньжищи проходят мимо турецкой казны? Буквально по центру Стамбула проходят суда с товарами на миллиарды долларов, и проходят просто так!

Да, турецкие власти немного изловчились и начали брать деньги, так скажем, за "допуслуги":

  • Маячный сбор (то есть плата за пользование береговой инфраструктурой)
  • Лоцманский сбор (это плата за услуги лоцманов, то есть проводников по проливу)

И, тем не менее, доход Турции с одного судна редко превышает 1000 долларов, что в 1000 раз меньше от максимальных сборов в Суэцком канале.

Естественно, турецкие власти решили с этой ситуацией что-то делать и именно поэтому Эрдоган объявил о запуске совершенно нового водного пути, который позволит Турции зарабатывать деньги на трафике судов.

Канал "Стамбул"

Идейный вдохновитель данного проекта – именно президент Турци, хотя 80% населения Стамбула (по опросам местных СМИ) – против.

Суть проекта в том, чтобы соорудить рукотворный канал параллельно Босфору.

Этот канал не будет подпадать под конвенцию Монтрё, а значит – развяжет Турции руки и позволит собирать деньги с морского трафика.

Кроме того, это позволит избавиться от танкеров с нефтью, проходящих, по факту, через самый центр многомиллионного Стамбула. Любая авария на таком танкере может закончиться весьма печально.

Зачем судам проходить платно, когда можно – бесплатно?

Вопрос хороший.

Во-первых, как уже было сказано, Босфорский пролив крайне перегружен . Судам иногда приходится подолгу ожидать очереди на проход. А время простоя – это убытки.

Во-вторых, проход по Босфору считается довольно сложным. Именно поэтому на время прохода на борт приглашаются лоцманы (проводники), которые помогают капитанам разобраться со сложностями рельефа и течений.

К слову - о течениях. Босфор – это, по-сути, не просто пролив, а морская река. Причем река "двухэтажная".

Верхняя часть Босфора – течет из Черного моря в Мраморное, а нижняя - наоборот, из Мраморного в Черное. При этом, скорость течение у поверхности достигает 7 км/ч, что немало даже для обычной реки.

Добавьте сюда довольно небольшую ширину (местами Босфор сужается до 650 метров) и вы получите весьма опасное для судоходства пространство.

Конкретный маршрут нового канала

Ширина суши, разделяющей Черное и Мраморное моря, составляет порядка 40 километров.

Однако, столько "рыть землю" не придется. Предполагается воспользоваться уже имеющимися водоемами - реками, озерами и водохранилищами.

Ширина канала будет достигать 150 метров. Глубина – 25. По нему сможет проходить до 85 000 судов в год , то есть "Стамбул" превзойдет Босфорский пролив в 1,5 раза.

Почему население - против

По данным турецкого журнала Haber, свыше 80% жителей Стамбула против строительства канала.

Вот основные причины:

- Высокая стоимость строительства (10 млрд долларов) и эксплуатации, которая может окупаться несколько десятков лет

- Политические скандалы (пишут, что часть земель под будущим каналом принадлежит родственникам Эрдогана и потому он лично заинтересован в строительстве)

- Экологические проблемы. Так как канал пройдет по территории озера Дурусу, то это озеро из пресного превратится в соленое. А между тем, из Дурусу берется 20% воды для нужд 15-миллионного Стамбула. Как решать проблему питьевой воды – неизвестно. Кроме того, строительство канала сделает множество тысяч гектаров земли – непригодными для сельского хозяйства (засоления, заболачивание и т.д.)

Эрдоган хочет запустить канал к 100-летию современной Турции - в 2023 году . Времени осталось мало, так что есть все основания полагать, что если канал и будет построен, то точно не в этот срок...

Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен и обещаю, что скучно не будет!

Картина дня

наверх