На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Абсолютный рейтинг

22 494 подписчика

Свежие комментарии

  • Наталья Косцова (Белугина)
    Надо уже как в Китае: рубить головы на Лобном месте! 🙄😒Мариупольцы в шок...
  • Дмитрий Пузанов
    Нам не требуется вынимать эти деньги из вражеских банков. Если вы не в курсе, довожу до вашего сведения, что уже два ..."Пора показать зу...
  • Александр Рожков
    Даже ему не под силу, как оказалось, это сделать...Мариупольцы в шок...

Почему в России за 30 лет не построили ни одного большого военного корабля

Это действительно казалось досадным фактом. За условные 30 лет независимости после распада Советского Союза Россия не построила ни одного по-настоящему крупного надводного корабля - типа крейсера или авианосца.

Да, были, и продолжаются, спуски на воду новейших подводных лодок, небольших надводных проектов - типа ракетных катеров. Но почему гигантов-то не строили?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего понять, а для чего огромный корабль вообще нужен?

Дело в том, что история военного кораблестроения знает примеры, когда целые классы огромных надводных кораблей безвозвратно уходили в прошлое.

Например, некогда были очень популярны линкоры - линейные корабли. Они были символом могущества, без которого невозможно было представить контроль над морями.

Линкоры представляли из себя настоящие плавучие крепости. Тяжелая броня, огромные пушки (калибром до 460 мм!). Водоизмещение до 70 тысяч тонн, длина под 300 метров. Экипаж до 2800 человек. Просто угрожающая мощь!

Для примера, крупнейшие линкоры времен Второй мировой войны превосходили по размерам авианосцы того времени.

В общем, казалось бы, смысла отказываться от линкоров не было. Однако, по мере того, как развивалась авиация, подводные лодки, а также ракетное вооружение, линкоры стали представлять из себя просто неповоротливые бочки. Они стали прекрасными мишенями, но никак не эффективными боевыми единицами против более-менее вооруженного противника.

В итоге, ведущие морские державы начали заменять линкоры на более легкие, мобильные, бесшумные и скоростные военные суда, снаряженные уже не столько артиллерией, сколько ракетами.

И в целом это процесс "увеличения мобильности и огневой ракетной мощи" продолжается до сих пор.

По крайней мере в России пошли именно по этому пути, развивая прежде всего средства поражения, а не сами носители (корабли).

Возьмем, допустим, уже нашумевший фрегат "Адмирал Горшков".

Это довольно небольшой корабль. Водоизмещение всего около 5 тысяч тонн (для сравнения, американские авианосцы – это под 100 тысяч тонн).

Но зато с недавних пор он несет на себе 16 "Цирконов". Это те самые ракеты, которые превращают любой вражеский корабль в некое подобие линкора – плавающую бочку, отличную мишень.

Сбить "Циркон" невозможно. До цели он добирается со скоростью почти 11 тысяч километров в час (то есть летит считанные минуты и даже секунды). Стартовать может за 1000 километров до цели, то есть вне зоны досягаемости врага.

В ядерном исполнении один "Циркон" уничтожит ровно одну авианесущую ударную группировку (АУГ) врага. То есть это авианосец + куча крейсеров, эсминцев и кораблей обеспечения.

Вот на все это барахло авианосной группы США хватит одного нашего ядерного Циркона. Ну, на половину - точно! 

Но даже если и не брать во внимание ядерный заряд, обычный неядерный "Циркон" при ударе по авианосцу или крейсеру принесет ему неприемлемый ущерб. И если не утопит, то заставит надолго "выйти из чата".

Итого, мы получаем, что один небольшой "Адмирал Горшков" – вполне может противостоять 16-ти гигантским кораблям противника.

Посмотрите, кстати, с какой буквой наш фрегат выходил в свой недавний поход, где в Атлантике, согласно плану учений, уже отстрелялся Цирконами:

А ведь "Цирконами" можно вооружать не только фрегаты или эсминцы, но и гораздо более скромные корабли. Водоизмещением вообще 1000 тонн или даже меньше.

Вот и получается, что гонка за гигантизмом в морском деле окончена. Обычный ракетный катер может стереть с лица Земли любой корабль противника. При том, что построить катер – в 1000 раз проще и дешевле, чем авианосец или крейсер.

Именно поэтому дальнейшая гонка будет вестись уже не за размеры кораблей, а за тем самым гиперзвуком и средствами противодействия. А здесь Россия на данный момент – номер один в мире. А второго номера просто нет...

Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.

Картина дня

наверх