Абсолютный рейтинг

1 838 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лариса Дормидонтова
    Вот с Вами мне не хочется иметь совершенно никакого дела - может, Вы алкашка и наркоманша? И не старайтесь, не пишите...Зачем создавался ...
  • aleks virt
    Приношу свои извинения, вполне допускаю свою ошибкуИсповедь грузинск...
  • сергей якубов
    Благодарю! Впервые за много десятков лет получаю подобную оценку. В Гюмри все давно уже выяснено и не было никакого п...Исповедь грузинск...

Почему желтые ценники - это конец последней экономики России

Почему желтые ценники - это конец последней экономики России

Это стало серьезной проблемой для продуктовых магазинов, которую, будем говорить откровенно, они сами и создали. Скорее всего, вы тоже замечаете, что сейчас почти каждый покупатель стал так называемым "черри пикером" (cherry picker - собиратель вишенок или охотник за скидками). Покупатели ищут глазами желтые ценники и игнорируют белые.  Появились целые приложения и издания, информирующие о том, где и в какое время можно отхватить товар по дешевке.

И как же сети собрались бороться с этой тенденцией?

Иностранные компании столкнулись с этим явлением пару десятилетий назад, но железного рецепта пока так и не нашли. Они сами пытались любыми способами привлечь или отнять трафик у конкурента и это привело к тому, что покупатель стал искать товары исключительно со скидками и просто отказываться от покупки, если её нет.

Когда распродажа/акция происходит один раз в год, то у людей к ней одно отношение, но если же промо проходит ежедневно и везде, то оно начинает восприниматься не чем-то приятным и особенным, а как нечто само собой разумеющееся.

Никто теперь не будет платить 500 рублей за колбасу, которую вчера ты купил за 250. Покупатели все слабее верят в бренды и уже не хотят лишний раз переплачивать за них.

Вот проверьте себя. Когда вы последний раз покупали порошок, моющее средство, туалетную бумагу или шоколад без акции? "Если скидки нет в этом магазине, то просто возьмем в соседнем".

Мы игнорируем целые категории товаров, если они продаются по регулярной цене. Люди уже привыкли к такому раскладу и назад их не переучить.

Так как же будут с нами бороться торговые сети?

Пока можно говорить о двух главных разработанных ими мерах.

Больше желтых ценников. У покупателей уже развилась слепота на белые ценники. Если нет акции, то такие товары просто не замечаются. Давайте тогда просто сделаем больше желтых цен! Поставим чисто формальную скидку в 5% и обозначим цену желтым стоппером.

Обратите внимание, как часто "цена до" стала выглядеть смешной и несущественной. Было 79-99, стало 77-50. Тут дело не в глубине сидки, а в самом факте акции.

Почему желтые ценники - это конец последней экономики России

Или - ценник «до» можно поставить запредельно высокий, а по факту продавать как по «белому ценнику», ставя при этом желтый. Поймет только тот, кто регулярно покупает этот товар в данном магазине или кто хорошо знает реальные акциозные цены.

СТМ (Собственная торговая марка магазина). Существуют сети, где собственная марка — это 80% от всех товаров. И западные Trader Joe's или ALDI при этом отлично себя чувствуют. Действительно, если выкинуть стоимость бренда и затраты на маркетинг из цены, то можно получить очень привлекательный прайс. И промо с желтым ценником делать любой – цена все равно окажется крайне низкой, а руководить ценой будет, по сути, сама торговая сеть.

Этот конкретный private label можно будет купить только в его "родной" сети, и это еще больше привяжет покупателя к магазину. Но - не к производителю!

СТМа будет сейчас все больше и больше. Но это вовсе не обязательно, что сильно пострадает качество. Надо просто нащупать «правильный» СТМ.

А вот две другие популярные ныне меры – это все та же старая борьба с конкурентами и сражение за покупателя.

1+1. Работа с товарооборотом. Хочешь купить три килограмма собачьего корма по выгодной цене? Тогда придется взять сразу две такие пачки.

Да, магазин на этой продаже не заработает много денег (разве что бонусы от производителя), но это на месяц вперед удовлетворит спрос конкретного покупателя на данную категорию, и он не потратит деньги у конкурентов.

Почему желтые ценники - это конец последней экономики России

Программы лояльности/приложения. Ну, это уже – как азбука. У каждой сети сейчас обязательно есть и своя карта лояльности, и всевозможные баллы, и приложения для телефона с персональными скидками.

И вот, когда смотришь в очередной раз, как закупился чуть ли не по себестоимости, возникает невольный вопрос - мы все-таки дошли до коммунизма или в чем- то все-таки есть подвох? Ну, например, все товары просроченные и им просто наклеили новый срок хранения.

Ведь реально - цена такая, как будто тебе продали за столько, за сколько и произвели, а напоследок сказали – ладно, вот тебе еще денег на бензин, которые ты потратил, - чтобы домой доехать. Спасибо, что зашел. Ты, если что, - заходи!

Ну, конечно, - не в коммунизме. И это – не просрочка! Это выкручивание рук последнему российскому производителю. И конец последней экономике РФ.

Вот пару примеров.

Один известный коньячный завод в Московской области. Объем отгружаемой продукции – огромный! Но для того, чтобы расплачиваться с сотрудниками по зарплате, учредители едва ли не каждый месяц мучаются с получением кредитов. Только с этих денег можно расплатиться с людьми и заплатить все налоги. При этом коньяк – реально неплохой. Не азербайджанский, не армянский – но неплохой!

А продают его в магазине – по 400 руб.! Ну, то есть, чуть дороже самой дешевой водки. И если цену повысить, то ритейл просто откажется от закупки. Поругаешься с четырьмя – пятью крупными сетевыми ритейл-монополистами, и дальше завод вообще можно будет закрывать.

Еще один мой близкий знакомый около десяти лет назад занялся выпуском конфет «Бон пастил». Их революционная фишка была в том, что конфета делается на основе сублимации продукта – то есть резкой шоковой заморозки манго, апельсина или клубники с сохранением всех полезных свойств. И потом вернувшаяся к жизни мякоть создает натуральную «сосалку».

Затратил он на данный момент - вместе с компаньоном – с учетом всех ошибок и расширения производства – больше 100 миллионов рублей. Весь – в кредитах. Недавно находился - то в небольшой операционной прибыли, то «в нулях», сейчас - с нынешней покупательной способностью – боюсь, уже в жестком «минусе». И уж, по крайней мере, отбить потраченные  деньги в обозримом будущем ему вряд ли удастся.

А все – из-за ритейла. При себестоимости упаковки из 8 конфет в 15 руб. «Магнит» у него готов был брать за 15.50. И он все равно хотел пойти на это. Потому что, во-первых, - деваться некуда, а во-вторых, это все равно – какая- никакая прибыль.

А один товарищ-строитель говорит – «Слушай, хватаюсь за все проекты, выигрываю тендеры, лишь бы компания была в движении, все время что-то строю, несмотря на трудные времена, – но как с бухгалтером начинаем считать квартальный отчет – все время «в минусе»!..

Помните нулевые года, когда отечественный бизнес даже ничего обсуждать не хотел, если потенциальная прибыль не оказывалась в будущем в районе 50 – 100%. А западные бизнесмены и инвесторы на это округляли глаза и говорили – такого не бывает! Ведь они, на Западе, вели успешный бизнес при стандартных и средних показателях прибыли в районе 10 процентов.

Хотя в принципе тот дисбаланс еще можно было объяснить. У них – 3-процентные кредиты, а то и беспроцентные социальные займы, у нас – 20-процентные кредиты и период оголтелого капитализма!

Теперь мы имеем другую крайность. Вместо 100-процентной прибыли – нулевая!

Нет, я понимаю, покупателей. За них можно только порадоваться. Но боюсь – только сейчас, в данный конкретный отрезок времени.

Давайте проследим за цепочкой потенциальных событий при этом.

Низкие отпускные цены (может они изначально и не низкие, но после вычета всех маркетинговых и акциозных затрат, диктуемых ритейлерами, они становятся низкими) и отсутствие осязаемой прибыли заставят производителей идти за кредитами.

Банки сейчас и сами сидят без денег. Дают кредиты малому бизнесу крайне неохотно. На реструктуризацию долга - тоже. Поэтому задержка выплаты по кредиту запускает необратимый процесс банкротства.

Далее – нам с вами – а, думаю, процентов 50 нашего населения работают в различном частном бизнесе, связанным с производством товара или его перепродажей – перестают платить зарплату или уменьшают ее со словами «Подожди!». Это прям обязательный такой звоночек.

И нам с вами уже не на что купить не то что неакциозный товар (по нормальной цене нашего же производителя), но и – со скидками.

Минимальные цены в магазинах и отсутствие прибыли у производителей неминуемо породят увольнения, безработицу, банкротство, сползание российской экономики все глубже в черную дыру.

А на прилавках ритейла будут стоять уже дорогие импортные товары, пусть и с теми же акциями и скидками. Для крупных транснациональных компаний с их объемами и оборотами даже 1% прибыли будет приемлемой цифрой. Только за этими товарами уже будут приходить исключительно нефтяники, айтишники и чиновники.

Как всего этого избежать? Наконец-то разобраться с ритейлом и всеми этими гипермаркетами. На законодательном уровне. Без лоббистов и коррупционеров. Три года назад уже разбирались, но мало что изменилось по своей сути.

А должно быть так. Чтобы российских производителей ни к чему никто не принуждал. Ни к ценам, ни к маркетинговым тратам, ни к обязательным возвращенным премиям магазину. Чтобы если и отказывали им в месте на полке, то только по каким-то оговоренным опять же законодательно правилам – лежит, например, товар три месяца на полке и никто его не берет. Или отсутствует необходимый объема товара, нет сертификата Роспотребнадзора…

Чтобы производители сами устанавливали цены для покупателей, исходя из своих расчетов и предполагаемого спроса на их продукцию. А ритейл просто забирал свою оговоренную комиссию.

Именно так работает набравший ход интерент-гипермаркет Wildberries. Там всю работу с клиентами и доставкой товара берут на себя за комиссию ( в среднем 38%). А твой товар добавляют в ассортимент, если нет переизбытка в этой линейки продукции. Цену устанавливаешь только ты сам.

Самое главное, чтобы благодаря законам Производитель России стал главнее Ритейла. А не наоборот, как сейчас.

Впрочем, боюсь, это уже поздно. В эпоху глобализации, в которой мы сейчас живем, идет новая волна, которую многие, думаю, сейчас еще до конца не оценили. Но она – придет! Она идет для бизнеса семибалльным штормом, и она неизбежна! Она сметет всех нынешних ритейлеров и саму систему устоявшихся покупок. Потому что она будет еще скидочнее, акциознее и дешевле, чем сейчас.

Покупатель с радостью ее встретит. А работодетелей-посредников она вообще обрушит!

Речь о Сбербанке. Еще несколько лет назад его глава Герман Греф говорил о том, что хочет сделать из своего банка-гиганта русский Amazon. Где можно будет купить абсолютно все, каждую мелочь, не выходя из дома. И он идет к этой цели! Сначала он создал вместе с Яндексом холдинг Bringle (тот самый «Беру!», чью рекламу без передышки крутит ТВ). С Яндекса – интернет-пространство, продвижение и имеющаяся логистическая система доставки товара, со Сбербанка – офисы в каждом районе, клиентская база и безграничные финансовые возможности.

Почему желтые ценники - это конец последней экономики России

Эта самая площадка «Беру!» с сетью непродовольственных товаров работает уже второй год. Завоевывает покупателя тем, что можно любой товар брать за баллы, если у вас карта Сбербанка. А доставка – вообще бесплатная! Почти в любую точку страны.

Эти два гиганта – Сбербанк и Яндекс - могут поставить такие ценники, что никто с ними и близко не сравнится. Ведь Сбербанк безболезненно в состоянии  эдак лет десять вообще работать без прибыли, делая ставку на глобальную и дальнюю перспективу. Зачищая тем самым всех возможных конкурентов.

Ну, кто сравнится с таким гигантом?! За каждым из них – и за Сбербанком, и за Яндексом - поддержка государства и безграничное финансирование.

И скоро «Беру!» своими ценами зачистит все пространство вплоть до «М-Видео» и «Эльдорадо» (уже сейчас туда ходят в основном за тем, чтобы посмотреть на товар, а потом купить его в интернете). Вот, согласитесь, если вам дают цену ниже, чем везде, да еще и домой бесплатно привезут, вы что выберете?! Будет один глобальный «Беру!».

Недавно Сбербанк создал такую же общую площадку с Mail-групп и ее сервисом по доставке еды Delivery Club. Недаром маркетологи и экономисты пророчат, что при всей умирающей экономики, доставка еды - одно из самых перспективных бизнес-направлений.

Вопрос в другом – откуда у людей будут деньги на товары – даже по этим ценам «Беру!»? Если весь конкурентый частный российский бизнес закроется или окажется в условиях тотальной экономии, в условиях запущенной системы банкротства.

Видимо, все пойдут работать в «Беру!». Или поедут в Арктику вахтовым методом добывать нефть. Или найдут брошенную деревню, где будут жить натуральным хозяйством. Или станут жить на пенсии родителей, которым Пенсионная реформа обещала глобальное повышение. Ну, на еду, в общем, хватит.

Спасибо за проявленный интерес к статье. Благодарю за лайки! Подписывайтесь, делитесь!

Картина дня

наверх