На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Абсолютный рейтинг

22 146 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Самойлов
    Работу найти им всегда можно!"Помогите им, пра...
  • Natalia Shutova
    Павел,а баланду за чей счет они будут до смерти жрать??Она не с неба падает,да и приготовить ее-это тоже время,которо..."Помогите им, пра...
  • Betahon
    Все идет по плану: следующий Харьков, потом Николаев и Одесса, ПНР...Куклачев: надо би...

Бой есаула Серова. Сотня против тысячей

С фотографии 1887 года на зрителя смотрят 16 немолодых мужчин с суровыми лицами. То, что им пришлось пережить 25 лет назад, навсегда сплотило их и, казалось, навсегда прославило. Им стоял прижизненный памятник, в их честь назвали площадь в Уральске, посвятили песню, написали икону, выписали стипендию детям и близким родственникам. Казалось, что такой подвиг просто нельзя забыть, но время и новая власть вычеркнули их из памяти. Памятник снесли, площадь переименовали, про стипендию и говорить не приходится.

Вот вы, знаете кто такой есаул Серов?

После окончания Крымской войны Россия не могла воевать на Западе и старалась использовать это время на расширение и укрепление своих южных границ. В 1864 году русские войска взяли город Туркестан, затем Чимкент и устремились на Ташкент, однако получили отпор.

Правитель Коканда Алимкул рассчитывал развить свой успех и, не дожидаясь новых активных действий от русских, самостоятельно перейти в наступление. Он решил скрытно подойти к Чимкенту и отбить город.

Но в азиатской степи трудно остаться незамеченным…

Комендант Туркестана получил информацию, что неподалёку, в районе Икана появились разбойники, и направил разведать обстановку есаула Серова с небольшим отрядом. Всего в его распоряжении было 113 человек, «разбойников» оказалось 10 000...

Василий Родионович Серов

Углубившись в степь, отряд Серова прошёл небольшую балку и заслышал впереди неприятеля. Когда же высланная разведка донесла примерную численность кокандцев, есаул, недолго думая, приказал отступить к балке. Бежать обратно в Туркестан было уже поздно (да и не по статусу русским казакам), но сражаться «в чистом поле» без единого укрепления тоже было делом безнадёжным.

Балка стала спасением. Во-первых, это был естественный окоп, где можно укрыться от пуль противника. Во-вторых, она скрывала от врага численность отряда. Есаул Серов сразу же решил создавать иллюзию серьёзной военной силы, поэтому единственное артиллерийское орудие – допотопного «единорога» – оперативно перебрасывали с одного края балки на другой, чтобы кокандцы полагали, что пушек у русских гораздо больше.

Манёвр сработал. Во время преследования Алимкул казаков не считал, поэтому ориентировался на ожесточённость сопротивления. На третий день он отправил в балку записку: «Куда теперь уйдешь от меня? Отряд, высланный из Азрета, разбит и прогнан назад, из тысячи твоих не останется ни одного, сдайся и прими нашу веру, никого не обижу!».

Если бы кокандцы знали истинную численность противника, то обрушились бы разом со всех сторон и просто задавили врага своей мощью. Но им приходилось атаковать с осторожностью, потому что первую попытку взять балку штурмом казаки пресекли метким огнём. Вторая тоже не удалась. Тогда Алимкул отдал приказ развести костры и начать осаду.

Днём и ночью кокандцы вели так называемый «беспокоящий огонь», не давая казакам отдыхать. Когда в ход пошли гранаты, среди русского отряда начали расти потери. А больше всего доставалось лошадям и верблюдам, впрочем, эту беду казаки сумели обратить в плюс: трупы животных они использовали в качестве бруствера своего импровизированного окопа. Попытка ночного штурма также не принесла успеха кокандцам – пытавшиеся подобраться к балке лазутчики были обнаружены и уничтожены метким огнём.

Однако были и плохие новости. Высланный в крепость Туркестан вестовой до места не добрался. Впрочем, заслышав звуки боя, комендант Жемчужников попробовал отправить подкрепление, но у него самого в распоряжении не было и третьей части от армии, которой располагал Алимкул. Отряд, высланный на помощь Серову и его сотне, не сумел добраться на выручку и вынужден был вернуться в крепость.

Следующей ночью серьёзно похолодало – декабрь даже в этих широтах бывает снежным. Надежд на спасение у казаков было всё меньше – дальнейшее сидение в балке грозило мучительной гибелью: когда у русских закончились бы патроны, кокандцы точно не стали бы церемониться.

Оставалось только идти на самоубийственный прорыв: несколько десятков человек выстроились в боевой порядок и пешком попытались добраться до крепости. Благодаря нарезному оружию и патронам погибших товарищей казакам удавалось держать противника на почтительном расстоянии. Правда, у кокандцев тоже нашлось несколько таких ружей, и с каждой пройденной верстой колонна смельчаков таяла.

Неизвестно, удалось бы добраться до Туркестана хоть кому-нибудь, если бы за 8 верст до крепости героев не встретил новый отряд подкрепления. До своих добралось 56 бойцов, почти все из них были ранены и многие по несколько раз (11 человек врачам спасти не удалось). Однако планы Алимкула были сорваны и ему пришлось уходить восвояси. На поле боя осталось больше 2000 кокандцев…

Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.

Картина дня

наверх