На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Абсолютный рейтинг

22 478 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей К
    так выиграла уже - СВО то... Цели достигнуты. Просто ждем..  И медленно пакуем..."Ты ее не потянеш...
  • Михаил Васильев
    Когда тебя Яна они трахнут, не так завопишь!У Яны Поплавской ...
  • Федор Орлов
    Оставьте свои прекрасные сновидения при себе, ни чего не может измениться. Она не способна на это, программа другая.И это наш генерал...

Кинопремьера "Офицеров" была провалена. Как возродили великий фильм?

Так кем же были реальные Ивана Вараввы, Алексей Трофимов и его жена Любы из любимого всеми советского фильма «Офицеры»? Как сложилась судьба этих людей?

Вообще инициатором создания фильма был тогдашний министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко. И заказанный военными фильм должен был повествовать о нелегкой судьбе офицерских жен.

Сценарист Кирилл Раппопорт предложил писателю Борису Васильеву написать киносценарий по его пьесе «Танкисты» (в театре она шла под названием «Офицеры»). Сценарий хоть и отходил от канвы офицерских жен, а повествовал о семье офицера, очень понравился Гречко. Просить грозный маршал не умел, поэтому сказал: «Полный вперед, но лишь одно пожелание. Воспринимайте его как приказ. В фильме должна быть фраза: «Есть такая профессия - Родину защищать!».

Хотя Гречко не отличался красноречием, фраза стала знаковым афоризмом – своего рода девизом советских, а затем и российских офицеров.

Первоначально сценарий предусматривал две серии. Первая должна была заканчиваться арестом главных героев во время «сталинской чистки». Во второй, их с началом войны выпускают и отправляют на фронт.

Но надо открыть страшную тайну - главный враг советских режиссеров и сценаристов была не цензура и партийный контроль, а обычная бухгалтерия. За отсутствием фондов киностудия ни в какую не хотела выпускать двухсерийный вариант. Васильев не соглашавшийся резать свой сценарий предложил переделать его Раппопорту.

Правдивости фильма добавил тот факт, что почти все его создатели и актеры были участниками Великой Отечественной войны или хотя бы ее свидетелями. А сам Борис Васильев ушел на фронт 17-летним мальчишкой-добровольцем, защищал родной Смоленск, в 1943 подорвался на мине и был комиссован.

По сути, только одному из героев Борис Васильев дал имя реально существующего человека – Ивану Варавве. Так звали его товарища поэта. Лихой лейтенант из кубанских казаков он прошел всю войну, был ранен и контужен, дошел до Варшавы и Берлина и даже оставил стихотворный автограф на стене рейхстага. Вернувшись с десятком орденов и медалей на груди он поступил в Литературный институт, работал в журналах, писал стихи и как его герой дарил женщинам цветы, сорванные с клумб. Один из инициаторов возрождения Кубанского казачьего хора. Умер Иван Федорович Варавва сравнительно недавно – в 2005 году.

Хотя образ киношного Вараввы собирательный – им был сам поэт, а также его дед Тихон Варавва - кубанский казак, участник Первой мировой и Гражданской войны, служил в Первой Конной Армии, воевал с махновцами и басмачами. Поэт частенько рассказывал Борису Васильеву про него, в том числе и забавную историю, как в горячке конной рубки у деда порвались по шву его галифе и комиссар наградил его «красными революционными шароварами». Так что красные шаровары в реальности принадлежали не Алексею Трофимову, а Варавве.

А вот образ Алексея Трофимова и командира эскадрона Георгия Петровича, Васильев полностью срисовал со своего отца – Льва Александровича, кадрового офицера царской армии. Тот закончил юнкерское училище, в Первую мировую войну дослужился до чина поручика.

Однажды солдаты, рискуя собой, спасли молодого офицера, и с тех пор он относился к нижним чинам с уважением и заботой. И когда после революции солдаты его роты приняли решение перейти на сторону красных, он как командир посчитал своим долгом быть с солдатами.

И хотя был дворянином, всю жизнь верно служил той власти, которую выбрал его народ. «Чудом пережил три армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...». Умер в звании полковника в 1968 году.

Борис Васильев познакомил Георгия Юматова, сыгравшего в фильме Алексея Трофимова, со своим отцом, и актер попав под обаяние этого неординарного человека, полностью перенял его интонации, мимику, походку.

А где настоящий офицер, там рядом с ним и его верная офицерская жена. Прототипом Любы Трофимовой была мать Бориса Васильева – Елена Николаевна, в девичестве Алексеева, происходившая из древнего дворянского рода связанного родственными узами с Пушкиными и Толстыми.

Писатель Борис Васильев

С жизнью офицерской жены она была знакома с детства – в ее роду все мужчины были потомственными военными. И кстати те первые кадры знакомства красного курсанта Алексея с дворянкой Любой, позаимствованы из рассказа о знакомстве родителей Васильева. Та же голодная и промерзшая Москва, тот же театр, где ценой билета были дрова. Только вместо пролетария-курсанта был молодой красный командир эскадрона Лев Васильев, бывший поручик и дворянин.

Актриса Алина Покровская, играющая в театре Советской Армии, тоже была знакома с тяжелой жизнью офицерских жен. Поэтому и сыграла так убедительно. До нее режиссер Владимир Роговой снимал в роли Любы известную тогда актрису Елену Добронравову. Но та не поняла замысла сценаристов и режиссера – играла женщину, тайно влюбленную в Варавву, но по долгу живущую с Алексеем Трофимовым. Уже после первых дублей ее заменили на Покровскую, и та стала символом верной спутницы офицера.

Первоначально не понимал своей роли и Василий Лановой. Как это - красивый, молодой, волевой мужчина не может отбить женщину, пусть даже у своего товарища?! Раппорт и Роговой долго с ним беседовали и наконец, определили ему романтическую канву. Он не просто офицер, в душе он романтик, безнадежно влюбленный в жену друга и не может переступить через святое для него чувство дружбы. «Но в нем нет уныния от безнадежности любви. Он все равно любит, он счастлив, что наделен этим высоким чувством, что оно снизошло к нему, как дар, как награда, и он радуется этому: «Как все же замечательно, что мне дано любить ее!» - так определил актер свою роль.

Снимали фильм по всему Союзу – в жаркой Туркмении, холодной Москве, благодатном Севастополе. Всякое было по ходу съемок. И кони под актерами понеслись, и второй режиссер Владимир Златоустовский упав со скалы, сломал ногу, но с фильма не ушел и даже вместо Ланового спел песню «О героях былых времен». И Георгий Юматов случалось уходил в запой. И игравшие в массовке студенты-китайцы несколько раз переходили холодную Москву-реку. И чтобы не массово заболели, им помимо заработка выдали ящик водки.

В первоначальном сценарии внук Алексея и Любы Иван Трофимов должен был как отец и дед стать танкистом. Но вмешался сам «десантный батя» генерал Василий Маргелов. В неформальной обстановке, за бутылочкой коньяка, он уговорил создателей фильма сделать Ивана Трофимова десантником. И даже организовал поездку съемочной группы на боевые учения ВДВ.

Премьера фильма «Офицеры» состоялась в неудачное время – 26 июля 1971 года. Все в отпусках – зал кинотеатра был практически пуст. Но зато на премьере была жена маршала Гречко. Ее настолько тронула эта житейская картина, что она в конце даже заплакала.

Вернувшись домой, посоветовала мужу обязательно посмотреть фильм – «Это про нас с тобой! Это почти наша жизнь!». Гречко затребовав копию картины, поехал с ней к другу Брежневу на дачу. Обоим фронтовикам фильм очень понравился, и Брежнев приказал провести повторную премьеру осенью, когда все отдыхающие вернутся в столицу. И при повторной премьере фильм получил триумф.

Вот так - благодаря счастливому случаю и жене Гречко – «Офицеры» стал нашим культовым фильмом.

Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен и обещаю, что скучно не будет!

Картина дня

наверх